Заболевания

  • Взрослые
  • Дети
  • Речевые нарушения
  • Освидетельствование перед сделкой
  • Вызов психиатра на дом
  • Коррекция алалии

    Алалия - это нарушение развития речи и её полное или частичное отсутствие.  Дети, которые страдают от алалии, как правило,  характеризуются нормальным психическим развитием, а также нормальным слухом.  Однако они совсем не говорят и общаются с помощью жестов, криков и звукоподражания, иногда могут использовать отдельные слова, которые понимают только люди из ближайшего окружения.

    Для формирования нормальной речи необходима ранняя и  систематическая работа с детьми с алалией в центрах коррекции речи, логопедических садах, логопедических группах в школах, санаториях и стационарах.

    Симптомы алалии у детей

    Можно выделить две формы алалии: сенсорную (импрессивную) и моторную (экспрессивную).

    Сенсорная алалия

    Сенсорная алалия (недоразвитие понимания речи) является дефектом нарушения восприятия и понимания речи.  Возникает сенсорная алалия при поражении речеслухового отдела коры головного мозга, при которой происходят нарушения анализа и синтеза звуков речи из-за чего теряется способность понимать речь окружающих.

    Из-за отсутствия реакции ребенка на задаваемые вопросы, сенсорную алалию часто путают с глухотой либо олигофренией. Ребенок сохраняет контакт с окружающей средой с помощью мимики и жестов. При этом типе алалии у детей способом коммуникации часто является рисунок, который может  сопровождаться скупым речевым комментарием. Ребенок с сенсорной алалией произносит звуки правильно, однако, искажает целые слова и использует только короткие предложения или их эквиваленты. 

    Грубые формы сенсорной алалии характеризуются отсутствием понимания речи, кроме того может приводить к вторичным нарушениям личности и поведения, задержке интеллектуального развития.

    Моторная алалия

    Моторная алалия (недоразвитие активной речи)  характеризуется достаточно хорошим пониманием речи ребенком. Однако сложности возникают при  восприятии длинных и сложных предложений. Симптомами моторной алалии являются речедвигательные  нарушения высокой степени, что  может сопровождаться так же общей физической двигательной неполноценностью (слабое развитие моторики, плохая координация движений, трудности связанные с мелкой моторикой, проблемы с самообслуживанием).

    Выделяют афферентную и эфферентную моторную алалию. При афферентной нарушается звукопроизношение при потенциально возможных артикуляционных движениях. Эфферентная алалия сопровождается невозможностью выполнения ряда артикуляционных движений, что приводит к нарушению формы звуков.

    Речь таких детей характеризуется малым словарным запасом, предложения представляют собой короткие одно-, двухсоставные фразы. Дети не могут последовательно излагать события и определять причинно-следственные связи.

    Психическое развитие детей с моторной алалией характеризуется нарушением памяти (в частности, слухоречевой), внимания. Возможна гиперактивность или, наоборот, вялость, в сочетании со сниженной работоспособностью и повышенной утомляемостью.

    Как правило, чаще встречается смешанный тип -  сенсомоторная алалия, что говорит о тесной функциональной связи речеслуховой и речедвигательных областей коры головного мозга.

    Причины алалии

    Предполагается,  что причинами алалии могут быть:

    • черепно-мозговые травмы еще до развития речи
    • остановка развития некоторых структур в коре головного мозга.
    • повреждение головного мозга, вызванное родовой травмой или воспалением оболочек мозга.

    Лечение сенсорной и моторной алалии

    Дети, страдающие алалией часто трудны в воспитании.  Родители могут несправедливо относиться к таким детям, потому что не понимают тех сложностей,  с которыми сталкиваются их дети. Очень важно осознавать, что особенно к таким детям необходим спокойный подход и понимание.  Если Вы заметили у ребёнка симптомы алалии, Вы должны немедленно обратиться с ним к специалистам:  логопеду, детскому неврологу, детскому психологу, детскому отоларингологу для выявления причин нарушения речи.

    Для диагностики может быть назначено комплексное обследование, включающее ЭЭГ, МРТ головного мозга, проведение исследований слуховых функций (аудиометрия), диагностика устной речи, слухоречевой памяти.  

    Лечение алалии включает психологический, педагогический, а также, при необходимости, медикаментозный аспекты. Значительный эффект в восстановление функций речи привносят методики транскраниальной электростимуляции и биообратной связи, направленные на восстановление и формирование корковых и подкорковых связей мозга. В процессе коррекции алалии ребенок должен участвовать в развивающих занятиях, таких как

    • гимнастика и ритмика,
    • художественные и технические занятия,
    • наука чтения, разговора, понимания, письма и счета.
    • тренировка памяти, внимания и восприятия, которые призваны ускорить развитие психических функций, в том числе развитие и коррекцию речи. Форма занятия и его особенности подбираются для каждого ребёнка индивидуально.

    Информация о работе специалистов в нашем Центре и запись  на приём проводится по телефону  8 (812) 385-53-40